МУЗЕЙ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

Муниципальное автономное

общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 64»

им.В.В.Горбатко городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

   ул. Российская,54

тел.: +7(347)284-37-50

Наименование музея: «Молодая Гвардия» (свидетельство № 287)

Профиль музея: военно-патриотический

Дата открытия: «5» мая     1975   г. 

Дата паспортизации «1» декабря 2004г.

Помещение (отдельная комната) 30 кв м.

Имеется положение о «Школьном музее», программа музея «Молодая Гвардия»

________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

В МАОУ «Гимназия № 64 имени В.В. Горбатко» г. Уфа нравственно-патриотическое воспитание проводится по нескольким направлениям. Особое место в этой работе отводится школьному музею «Молодая гвардия», экспозиции которого посвящены подпольной организации г. Краснодона «Молодая гвардия», существовавшей в период ВОВ.

Музей образован в 1975 году под руководством учителя русского языка и литературы, заместителя директора по воспитательной работе А.А. Федоровым.

А.А.Федоров – ветеран великой Отечественной войны, награжденный боевыми орденами и медалями, вел большую работу по патриотическому воспитанию молодежи вплоть до самой смерти.

После его смерти Попечительский совет гимназии, администрация во главе с директором Акбашевой Т.М. решили провести полную реконструкцию музея. Две небольшие комнаты на 1 этаже соединили в одну площадью 30 кв.м. обновили экспозицию музея силами художественного фонда Республики Башкортостан.

В 2009 года экспозиция музея стала расширяться. Было заказано и сделано два дополнительных стенда в самом музее и один стенд перед входом в музей.

 

   

 _______________________________________________________________________________________________________________

Стенд перед музеем является информационным, он содержит информацию об истории музея, биографии его создателя – Федорове А.А., текущих делах музея. Стенды в самом музее посвящены двум выдающимся  личностям гимназии: Дмитрию Попову, ученику гимназии, который погиб в Чечне и награжден посмертно Орденом Мужества и Александру Алексеевичу Федорову, участнику ВОВ, который имеет большое количество различных наград, заслуженному учителю РБ и создателю этого музея, который в течение длительного времени проводил большую работу по сбору информации о Молодой гвардии.

В феврале 2010 года близким другом и коллегой Федорова А. Крашенинниковым в музей были переданы награды А.А. Федорова, его переписка с родственниками молодогвардейцев и музеями о Молодой гвардии, фотографии и личные документы Федорова. Все это помогло оформить не только стенд, но и выставочные витрины в музее. Таким образом, экспозиция музея была значительно расширена и приобрела законченный вид.

 ___________________________________________________________________________________________________________________

ФЁДОРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

1924-2005

(основатель музея)

Федоров Александр Алексеевич прожил большую трудную, но интересную жизнь. Родился он в Саратовской области в 1924 году. Юношей был призван в армию в самый тяжелый год, год начала войны. Но воевать пришлось недолго. В жестоких боях на Курской дуге получил тяжелое ранение с поражением левой руки, ноги, позвоночника. Так в 1943 году для Александра Алексеевича война закончилась инвалидностью. Через три десятка лет эта война снова ворвется в его жизнь, уже другой историей.

Для него встал вопрос: чем заняться и как жить дальше? Александр Алексеевич не сдался на милость обстоятельствам и пошел работать учителем. Без отрыва от работы учился. Окончил краткосрочный Башкирский государственный институт им. Тимирязева в 1946 году, а затем в 1955 году получил уже второе полное высшее образование.Основными предметами его преподавания в школе были русский язык и литература. Начал он свою преподавательскую деятельность в школе рабочей молодежи №1 г. Черниковска, затем работал в школе № 15. 16 августа был переведен учителем в мужскую школу № 7. С 1966 года Федоров проработал в гимназии № 64, почти 39 лет.

За совой плодотворный учительский труд Александр Алексеевич Федоров был отмечен званиями «Отличник народного просвещения РСФСР» (1968 г) и «Заслуженный учитель школы России» (1974 г.)

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭКСПОНАТАХ

 

 

Количество экспонатов в музее

2023

1

Всего экспонатов

211

 

2

Из них подлинных

35

 

 _____________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИЙ

 Молодые годы молодогвардейцев экспонатов в нем  91 фото

Штаб «Молодой Гвардии» экспонатов в нем   44 фото

Идет война народная____ экспонатов в нем    33  фото

Мы сохраним  память и эту боль о павших      24 фото

Рядовой Дмитрий Попов экспонатов в нем    8 фото

Основатель музея Федоров А.А. экспонатов в нем   11 фото

Отголоски военных лет экспонатов в нем    3 предмета

Имеется инвентарная книга, а также «Журнал экскурсий»

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ МУЗЕЯ

Работа музея «Молодая гвардия» ведется в соответствии с программой. Данная образовательная программа имеет гражданско-патриотическую направленность, рассчитана на дополнительное образование подростков от 11 до 17 лет.

Актуальность и педагогическая целесообразность состоит в том, что школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.                   Предполагается работа по развитию познавательных способностей детей. Обучающиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

   Цель программы:

  1. дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела;                                                                                                         
  2. подготовка школьных музейных экскурсоводов;                                                  
  3. сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;                                                                                                                   
  4. формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления экспозиций;                                                                                            

   Задачи:

- знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности;

-  воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – молодогвардейцев г. Краснодона, Дмитрия Попова, А.А. Федорова.

- способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами;

- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

- развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и понимания судьбы россиян. Воспитание гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту Отечества.

- формирование знаний, умений, навыков в области истории Отечества, истории космонавтики, литературы.

- воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

-  формирование у учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения.

 Данная программа рассчитана на длительный период поэтапного освещения каждого года ВОВ и опирается на знания обучающихся по разным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, МХК, географии и т.д.), на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход.

Программа помогает социализации школьников и развитию самоуправления в гимназии, что на современном этапе является очень важным, способствует развитию и улучшению воспитательной системы школы.

Особенностью данной программы является то, что музей МБОУ «Гимназия № 64» является центром гражданско-патриотического воспитания школы. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.                                                                                                                   

  Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества, рассчитана на работу с обучающимися 6 -11 классов и ведется по следующим направлениям:

1.Заседание Совета музея.

С 2010 года в гимназии существует Совет музея «Молодая гвардия», в который входят обучающиеся 5-10 классов в количестве 15 человек. Совет составляет план работы музея, организует экскурсионную работу, а также различные мероприятия.

2.Научно-методическая работа.

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

Виды экскурсий, проводимые Советом музея: обзорная, тематическая, учебная. Приемы подготовки экскурсии с использованием источников, научной и популярной литературы, материалов музея. Составление текстов и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. «Портфель» экскурсовода.

  Подготовка и проведение тематических экскурсий по экспозиции музея в соответствии с планом работы. Участие в подготовке и проведении тематических классных часов согласно плану работы музея.

Тематика экскурсий:

1.Подвиг молодогвардейцев

2.Рядовой Дмитрий  Попов

3.Никто не забыт

4.Мы пришли в музей ( для 1 кл).

5.Федоров А.А.- учитель с большой буквы

6.Идет война народная

 Темы лекций, проводимых с использованием материалов, имеющихся в музее:

1.Великая Отечественная война.

2.Борьба народа с фашистскими захватчиками

3.Локальные войны.                                       

 3.Работа с ветеранами.

  В современной школьной программе историю ВОВ изучают вкратце, и у школьников нет возможности почувствовать, масштабность Победы в мае 1945 года. Поэтому в музее «Молодая гвардия» периодически проводятся встречи с ветеранами, проживающими в нашем городе, так как важную роль в воспитании патриотизма и уважения к старшему поколению играет общение с оставшимися в живых ветеранами. В своей работе мы выделяем три группы ветеранов:

 — ветераны Великой Отечественной войны;

—  ветераны трудового фронта;

 — ветераны локальных воин;

— ветераны – педагоги школ района.

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________

Формы и методы работы:

  • практические занятия: проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций, викторин;
  • посещение музеев города,
  • научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.
  • организация встреч с интересными людьми, уроков Мужества.

Предпочтение отдается работе в парах и группах, развивающей коммуникативные способности обучающихся.

Применяются активные методы обучения:

  • игровой,
  • метод проектов,
  • метод проблемного обучения,
  • создание мультимедийных проектов,
  • оформление буклетов.